Ушу — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи , гошу и т. п.
В клубе ушу занимаются дети от 3 лет и подростки. Основным акцентом на тренировках является развитие гибкости и координации. В процессе тренировок воспитанники изучают базовую технику ушу которая из года в год усложняется, появляются элементы акробатики на основе ударной техники. Также время уделяется самообороне, т.к. практикуется шаолиньское ушу, а в нем главное не только красивая демонстрация, но и реальное применение.
Воспитание силы и выносливости очень важно при подготовке ушуистов, ведь при выполнении комплексов со сложными прыжками требует специальной подготовки.
Мастерство оттачивается годами, среди воспитанников клуба есть призеры региональных и всероссийских соревнований, призеры чемпионата России.
О СОРЕВНОВАНИЯХ
Соревнования подразделяются на: личные, командные и лично-командные.
В базовый набор технических действий ушу-таолу входят наиболее зрелищные приемы, отобранные из таких известных традиционных стилей ушу, как чацюань, хуацюань, паоцюань, хунцюань, шаолиньцюань, тайцзицюань и др. На соревнованиях спортсмены соревнуются в обязательной программе, в которую входят три раздела:
Цюаньшу (комплексы упражнений без оружия), включает три стиля: чанцюань, наньцюань, тайцзицюань. Каждый из этих стилей имеет свою характерную особенность, свою базовую технику, как правило спортсмены специализируются в одном из этих стилей.
Дуань цисе (комплексы упражнений с коротким оружием), включает: даошу (упражнения с изогнутым мечом дао), цзяньшу (упражнения с прямым мечом цзянь).
Чан цисе (комплексы упражнений с длинным оружием), включает: цяншу (упражнения с копьем), гуньшу (упражнения с шестом).
ИСТОРИЯ УШУ
Зачатки первых систем ушу возникли еще до становления китайской государственности, но до III-IVвв. видимо не существовало ушу в полном объеме — была лишь подготовка воинов, «воинское ремесло», которое первоначально имело вид танцевально-боевых упражнений, а позже приобрело статус военизированной учебной дисциплины в специальных учебных заведениях.
К концу II века вся индивидуальная подготовкка воинов была объединена под названием уи. Этот термин сохранялся на протяжении многих столетий, и впоследствии стал синонимом к ушу. В уи вошли цзюэди (борьба), шоубо (рукопашный бой), техники работы с оружием. Комплексы имитировали бой голыми руами, бой с оружием, защиту от вооруженного нападения. Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений — таолу — которые выполнялись как индивидуально, так и с партнерами.
В периоды «Весен и Осеней» (770-476гг. до н.э.) и Воюющих Царств (475-221гг. до н.э.) жили и работали крупнейшие китайские философы: Конфуций, Лао-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы. Китаю был передан духовный импульс, повлиявший на развитие всей Восточной Азии в последующую пару тысячелетий. В Iв. в Китай из Индии начал проникать буддизм. Все эти философские системы учили видеть общее за разнородными вещами повседневности. Так как боевыми искусствами занимались не только простые воины (выступить в поединках на помостах не чурались даже некоторые императоры), то китайские воинские искусства постепенно начали сливаться с философскими системами, перерастая уровень простого набора приемов ведения боя. Возможно, именно благодаря этому они и не затерялись в веках, а развились и дожили до наших дней.
Примерно в VIв. в Китай пришел индийский миссионер Бодхидхарма, который стал проповедовать буддизм в монастыре Шаолинь неподалеку от Лояна. Согласно легенде именно он основал знаменитый шаолиньский стиль ушу. По преданиям впоследствии шаолиньские монахи помогли вернуть престол второму императору династии Тан — Ли Шиминю — и тот разрешил монастырю содержать монашеские войска. Появился специальный термин — усэн (монах-боец).
В сунскую эпоху (960-1279) немало монахов, в том числе и усэнов, стало уходить в мир, слагая с себя монашеские обязательства. В XIIIв. шаолиньское ушу пришло в упадок из-за многочисленных гонений на буддизм и монгольского вторжения. В 1224 году в монастырь Шаолинь пришел молодой человек, взявший монашеское имя Цзюэюань. Увидев плачевное состояние ушу в монастыре, он решил, что утеряна истинная традиция боевого искусства, и став ее возрождать он, фактически, создал новый стиль, доживший до наших дней.
В 1219 году, когда после завоевания Китая Чингиз-хан пошел войной на запад, в Китай стали переселять персов и арабов, исповедовавших ислам. Таких людей называли «сэму» («цветноглазые»), они имели меньше прав, чем монголы, но больше, чем китайцы. В официальных документах династии Юань их именовали «хуэйхуэй». Пришедшие на восток мусульманские пехотинцы и артиллеристы в 1275 году в соответствии с указом основателя династии Юань «всюду вступать в общины жителей приграничья» из солдат стали крестьянами. Из этих людей, а также прибывших при династии Тан и Сун по морю арабских иммигрантов и принявших ислам китайцев и сформировалась нация хуэйцзу («мусульман»). В течении более чем семисот лет своего существования нация хуэйцзу была неразрывно связана с ушу, которое они рассматривали как средство самообороны. Занятия ушу считались священнодействием, стимулировавшим дух мусульман.
В 1351-1368 годах народное восстание «красных повязок», под предводительством Чжу Юаньчжана (который сам был большим любителем ушу) положило конец монгольской династии Юань и привело на трон Поднебесной династию Мин, первым императором которой Чжу Юаньчжан и стал. Начался «золотой век» ушу.
В XVIв. приморские провинции Китая стали подвергаться опустошительным набегам японских пиратов. «Покарать бандитов и оберечь народ» было предписано Ци Цзигуану (которому к этому моменту было 27 лет). Он попал в трудную ситуацию: войска в тех местах были слишком малочисленны, и прекрасно подготовленные японские самураи без труда расправлялись с плохо организованными отрядами, пытавшимися давать им отпор. Поэтому Ци Цзигуан, будучи прекрасным знатоком ушу, решил привлечь отряды местного ополчения из бойцов ушу и народных мастеров. В 1561 году японцы в провинциях Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун были разбиты. Получив должность генерала Ци Цзигуан предписал всем своим воинам и даже высшему офицерскому составу заниматься ушу. Сведя воедино многие системы военной подготовки, он написал трактат «Цзисяо синьшу» («Новая книга записей о достижениях [в военном деле]»). Благодаря деятельности Ци Цзигуана XVIв. считается переломным в истории ушу.
Правление династии Мин было эпохой стабильного, методичного совершенствования и мирного сосуществования различных школ. Однако ничто не вечно.
6 июня 1644 года Пекин был взят маньчжурскими войсками. Минский император повесился, чтобы не попасть живым в руки завоевателей. Была установлена новая династия — Цин — которая, несмотря на поистине грандиозный размах национально-освободительной борьбы в Китае, сумела удержать власть до 1911 года. Центром практики ушу стали тайные общества.
В течении всего XIXв. Поднебесную сотрясали народные восстания, направленные против маньчжурского владычества и засилья иноземцев. Тайные общества, культивировавшие различные стили ушу, принимали на себя основной удар и в восстании «Восьми триграмм», и в Опиумных войнах, и в великой народной войне тайпинов. Апофеозом деятельности тайных обществ стало восстание ихэтуаней (1899-1901), вошедшее во всемирную историю под названием «боксерского».
Несмотря на то, что разгром ихэтуаней привел к гибели значительного количества мастеров ушу, прочно укоренившиеся традиции боевых искусств не могли, разумеется, исчезнуть бесследно. Во время Синьхайской революции (1911-1913) и позднее, при правлении милитаристов, деятельность тайных обществ возобновилась с новой силой.
Правительство Китайской республики оказывало большую поддержку развитию ушу. Первый президент Китая Сунь Чжуншань (Сунь Ятсен) сам изучал тайцзицюань под руководством Цай Гуйциня. Его преемник — генералиссимус Цзян Цзеши (Чан Кайши) — так же был не чужд боевых искусств, он лично присутствовал на Гокао («государственные испытания» — нечто вроде всекитайских соревнований по ушу), которые проводил в Нанкине (тогдашей столице Китая) Центральный институт гошу («национальное искусство» — так в период правления партии Гоминьдан называли ушу), основанный в 1928 году. Ректором Института был генерал Чжан Чжицзян, покровительствовал ему министр обороны Фэн Юйсян. Другой крупной организацией, развивавшей ушу, была основанная в 1909 году в Шанхае Ассоциация Цзинъу («Ассоциация истинных боевых искусств»). Обе организации имели филиалы во всех провинциях Китая (Ассоциация Цзинъу — и за рубежом, в местах компактнгого проживания китайцев: Вьетнаме, Малайзии, Сингапуре, Филиппинах и т.д.), преподавали там крупные мастера, хранители истинной традиции. Во время второй мировой войны многие мастера ушу воевали в армии или партизанских отрядах, внеся свой вклад в дело победы над Японией.
После прихода к власти коммунистической партии и образования КНР правительство обратилось к мастерам ушу с призывом выйти из подполья, мотивируя это тем, что все мотивы для тайной деятельности остались в прошлом (власть маньчжуров свергнута, японцы изгнаны, страна объединена под единой властью). Правительству поверили, и в 1953 году в Тяньцзине с 8 по 12 ноября прошла Первая Всекитайская национальная спартакиада, 75% которой заняли выступления по ушу. Было продемонстрировано 139 стилей ушу, проведены поединки по рукопашному бою (без какого-либо защитного снаряжения), по бою на коротком оружии (мечах) и бою на длинном оружии (шестах и копьях), а ткаже соревнования по такому древнему национальному виду состязаний как поднятие тяжестей. Увидев такую мощь (в поединках практически не было травмированых) правительство испугалось — мало ли куда повернет эта сила в будущем. Ряд тайных обществ было разогнано. Параллельно из нескольких мастеров и историков ушу, согласившихся сотрудничать с государством (так как искренне сичтали, что ушу нуждается в реформировании), была создана комиссия по реформе ушу. Известный мастер Цай Лунъюнь на основе своего фамильного стиля хуацюань (расцветающий кулак), а также ряда других северных стилей — чжацюань (кулак семьи Чжа), паоцюань (пушечный кулак), хунцюань (кулак потока), пигуацюань (кулак рубки и подвешивания), шаолиньцюань (кулак монастыря Шаолинь) и др. — создал новый спортивный синтетический стиль чанцюань (длинный кулак). На основе пяти стилей провинции Гуандун (стили семей Хун, Цай, Ли, Лю и Мо) был создан синтетический спортивный стиль наньцюань (южный кулак). Названия приемов заменялись на технические, лишая их тем самым духовной наполненности (согласитесь, «удар, раскалывающий гору» — это одно, а «хлопок кулаком по ладони» — совсем другое). В период «Великой пролетарской Культурной революции» (1966-1976) занимавшиеся ушу подверглись массовым репрессиям за «потакание феодальным пережиткам». Однако в это время благодаря кинобоевикам начался рост популярности ушу за рубежом, и дабы не портить международного имиджа ушу оставили в покое.
Сейчас государство по-прежнему проводит политику по превращению ушу в спорт. Среди молодежи, не видевшей истинного ушу, популяризируются чанцюань и наньцюань, спортивные и оздоровительные версии древних стилей. Созданы правила проведения поединков (бой по правилам — вещь в традиционном ушу просто немыслимая, по выражению одного из мастеров «чтобы побеждать в поединках по правилам саньшоу, нужно заниматься боксом а не ушу»). Традиционное ушу продолжает существовать, но не пересекаясь с государственным, и чтобы выйти на настоящих мастеров нужно немалое упорство и наличие знакомств.